Алалия проявляется нарушением речи или полным её отсутствием. Коррекцией этого состояния занимается логопед. В некоторых случаях требуется привлечение других специалистов: психолога, педиатра, невролога. Курсы логопедов психологов также готовят специалистов, работающих с такой проблемой.
Виды алалии
Различают два вида:
- Сенсорная – когда ребенок слышит, что ему говорят и даже может воспроизвести, но не понимает смысла слов или фраз.
- Моторная – когда ребенок понимает смысл обращенной к нему речи, но не может ее повторить или вербально на нее ответить.
Иными словами, если попросить пятилетнего ребенка с моторной алалией подать кубик – он подаст, но, если спросить, как называется предмет – не ответит. Если же попросить подать кубик ребенка с сенсорной разновидностью патологии, то он может повторить слово кубик, но ничего не сделать, может подать другой предмет или сделать другое действие, а может вообще никак на просьбу не отреагировать.
Причины патологии
Причинами развития алалии могут быть:
- болезни матери или плода во время беременности,
- перенесенное в младенчестве инфекционное заболевание,
- травма,
- тяжелое течение беременности и родов.
Некоторые специалисты полагают, что существует генетическая предрасположенность к алалии.
Диагностирование
Диагноз ставят на основании двух видов признаков: речевых и неречевых.
К речевым признакам алалии относят:
- произнесение отдельных слогов вместо слов, построение предложений из неполных слов,
- неправильное произнесение, добавление лишних слогов, перестановка слогов местами,
- неправильное построение предложений,
- употребление неподходящих по смыслу слов, искажающих смысл предложения,
- частая экспрессивная, бессмысленная речь с богатой жестикуляцией или напротив молчание.
Конечно, эти признаки у разных детей могут отличаться, от незначительных до ярковыраженных.
Неречевыми признаками алалии считают:
- слабое развитие моторики,
- нарушение координации;
- плохая память на звуки;
- невнимательность.
Для того чтобы определиться с выбором методов коррекции, логопед определяет уровень понимания речи.
Нулевой – если ребенок никак не реагирует на речь, изредка демонстрирует ответную реакцию на свое имя, понимает по интонации взрослого запрещение или поощрение.
Ситуативный – если пациент понимает обращенную к нему просьбу, связанную со знакомыми ему предметами, знает имена членов семьи и хорошо знакомых ему людей, знает названия частей тела, своих игрушек, но не различает изображения знакомых предметов даже при наличии хорошего зрения.
Номинативный – когда ребенок знает и умеет назвать предметы, членов семьи, выполняет просьбы, но затрудняется в определении действий, выполняемых действующими лицами на рисунке. Не понимает вопросов косвенных падежей. (Чем? Кому?)
Коррекция
Основу коррекционной терапии составляет работа логопеда, но родители должны врачу в этом помогать. Человеческий мозг устроен удивительным образом. Даже если в результате полученных травм участки мозга, отвечающие за определенную функцию тела, например, за речь, отмирают – постепенно формируются новые нейронные связи и образуются участки, которые способны заменить поврежденные мозговые структуры. На этом основана работа всей восстановительной медицины.
При алалии показаны следующие виды коррекции:
- ПЕКС (карточки для развития коммуникации).
- Игротерапия.
- Фонетическая ритмика и вокалотерапия.
- Адаптивная физкультура и массаж.
- Сенсорная интеграция.
- Пальчиковая гимнастика и массаж кисти.
- Хороводные игры.
В коррекции алалии важна последовательность и хороший специалист. Многие психологи для работы с особенными детьми проходят курсы повышения квалификации по детской психологии (например, такие https://www.paracels.ru/povyshenie-kvalifikacii/detskaya-psihologiya.html).