
Всех, кто помогает людям, находящимся в трудной ситуации, сотрудников специальных центров можно объединить общим понятием — социальные работники. Их труд сложно переоценить. В Вяземском районе работает дом-интернат, где помогают детям с самой тяжелой инвалидностью, и пытаются адаптировать их к жизни в обществе.
Через игры, музыку и ритм начать общаться друг с другом и с внешним миром. Так занимаются с особыми детьми в Ново-Никольском детском доме.
Людмила Рублева, учитель музыки Ново-Никольского детского дома-интерната:
«Вот у них движения не скоординированные. Вот развиваем им движения, слух, коммуникацию друг с другом. Потому что они общаться должны друг с другом».
Детский дом здесь существовал еще с 1945 года, тогда он предназначался для сирот военного времени, а в 60-е впервые принял воспитанников с особенностями развития. Сейчас это единственное учреждение в регионе, где проживают дети с самой тяжелой инвалидностью.
Многие оказываются здесь сразу после дома малютки и не умеют даже ходить. Некоторых удается обучить передвигаться хотя бы на ходунках.
В отделении милосердия живут дети с самыми тяжелыми пороками развития, но даже здесь их жизнь пытаются улучшить, насколько это возможно. Многие, поступая сюда, не могут даже сидеть, но с помощью специальных тренажеров, учатся.
Сейчас здесь проживает 154 человека от 4 лет до 35, дальше они должны будут выйти в реальный мир. Хотя сотрудники мечтают, чтобы ребята оставались здесь как можно дольше.
Основная задача – максимально подготовить воспитанников к будущей самостоятельной жизни. И цель эта трудная. У большинства детей помимо основного диагноза есть сопутствующие физические заболевания.
Работа по социализации системная, делится на этапы в зависимости от возраста. Вначале – дошкольная, воспитательская. Малышей с 4 лет обучают навыкам годовалых: умываться, чистить зубы, причесываться, одеваться.
«Набери песочек в ладошки. Молодец».
С воспитанниками занимается психолог. Для ребят постарше проводятся консультации и тренинги. Для младших занятия на развитие мелкой моторики.
«Первая буква А. Вторая буква С. Пальчиком читаем АС».
Отделение образовательной деятельности – следующая ступенька в сложном пути. Здесь дети распределяются по уровню развития. Около 40 человек учатся в школах Вяземского района. К некоторым учителя приходят сами. Для других педагоги дома-интерната разрабатывают индивидуальные программы развития, чтобы развить те или иные навыки.
Для молодых инвалидов с высоким потенциалом уже ведется работа адаптации к взрослой жизни в плане быта. Здесь есть так называемые социальные гостиницы для девушек и юношей.
В таких группах только один воспитатель, который помогает им учиться планировать свою жизнь. Она не ограничивается готовкой и уборкой, ребята выезжают за пределы дома-интерната.
Марина Двораковская, директор Ново-Никольского детского дома-интерната:
«Они выезжают в город, они посещают магазины. То есть не просто, что он постоял и посмотрел. Он выбирает товар, который он хочет, он сам расплачивается, он знает, как это делается. Что такое банковские карты, они тоже знают. Порядка 22 человек сейчас трудоустроены в учреждения».
Ново-Никольский дом-интернат выиграл грант на реализацию проекта «тренировочная квартира». Пока апартаменты еще в процессе обустройства, но комната и кухня готовы. Это помещение с отдельным входом, где позже дети начнут репетицию взрослой жизни. Ведь у некоторых есть собственные квартиры, в которые они позже переедут.
Автор: Инара Багирова , ГТРК Смоленск