
Существующие методы диагностики повышенной склонности к тромбообразованию (например, по изучению динамики свертывания крови) требуют времени и сложного лабораторного оборудования. А экспресс-метод, созданный в США, позволяет определить наличие тромбофилии по анализу образца мочи.
Как ни парадоксально, но свою лепту в появление новых групп повышенного риска по развитию тромбоза и соответственно тромбоэмболии внесли достижения науки и техники.
С одной стороны значительная часть женщин репродуктивного возраста использует в качестве противозачаточных средств гормональные контрацептивы, некоторые из которых способны повышать риск тромбообразования.
С другой стороны, расширение торговых, туристических и других международных связей заставляет ежедневно сотни тысяч людей отправляться в длительные авиаперелеты. Пребывание в сидячем положении в кресле авиалайнера на протяжении 8-10, а то и более часов также значительно повышает риск тромбоза со всеми вытекающими последствиями.
Экспресс-метод, созданный сотрудниками Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology), позволяет быстро выявлять лиц, склонных к повышенному тромбообразованию, и может быть использован для скрининга больших масс населения (например, авиапассажиров, прибывающих в крупный аэропорт в пункте назначения).
Метод основан на обнаружении повышенного содержания в моче молекул тромбина, фермента, играющего главную роль на последнем этапе формирования тромба – образования фибринового (красного) тромба.
Для определение содержания молекул тромбина в моче используются наночастицы оксида железа, покрытые особыми пептидами.
Простота проведения анализа на повышенное содержание в моче тромбина сравнима с экспресс-методом анализа мочи на глюкозу с использованием индикаторных полосок.
Авторы указывают на возможность использования этой методики для экспресс-диагностики тромбоза у больных, поступающих в стационарные отделения с жалобами, которые дают основания заподозрить у них тромбоз или его осложнения.
Возможна также раздача таких тест-систем в аэропортах (например, в количестве 10 штук на каждого пассажира) для последующего мониторинга путешественниками, прибывшими дальними авиарейсами, состояния здоровья самостоятельно в домашних условиях.