Когда среди взрослых людей провели опрос, хотели бы они быть гениями, от этой участи почти все отказались. Однако многим хотелось бы, чтоб их дети были вундеркиндами. Одаренные дети – радость это или беда?
Есть одна статистика, согласно которой на 100 тысяч простых детей приходится один вундеркинд. Однако только 3-5% из них вырастают гениями. И этому есть физиологические объяснения. Когда ребенок развивается быстрее, чем его сверстники, его развитие со временем начинает замедляться и «сравнивается» с другими. Иногда талант затухает по вине неправильного воспитания – решив, что надо развивать только то, к чему малыш предрасположен, взрослые не уделяют должного внимания физическому развитию и развитию иных умений и навыков. Однако если развитие одаренного малыша всестороннее, включая социальную сторону и заботу о здоровье (в первую очередь психическом), у него появляются все шансы состояться в жизни. Однако это не основной способ не утратить талант. Существуют и другие…
Искренний интерес – прекрасный помощник
Авиценна с трех лет помогал своему отцу считать деньги – он был сборщиком дани. К десяти годам мальчик наизусть знал Коран, а в 12 он взялся за изучение медицины. В 16 он уже успешно лечил людей. Помимо медицины и гомеопатии он достиг отличных результатов в философии, музыке, логике, поэтике, математике, языкознании, химии, астрономии, геологии и биологии. Всю свою жизнь он рано утром вставал на работу, а спать ложился поздней ночью. Авиценна утверждал, что его силы беспрерывно восстанавливаются и развиваются, так как он изучал лишь интересные ему вещи и получал удовольствие от работы, а также был морально удовлетворен тем, что приносил окружающим пользу.
Одаренные дети, план на 900 лет
Мальчик-вундеркинд Отто Шмидт в 14 лет составил себе план работы до конца жизни. Этот план включал также книги, которые необходимо было прочитать, и науки, которые он должен был изучить, а также задачи, которые надо было решить. Когда расписание было создано, Отто рассчитал, что на реализацию всего ему надо 900 лет. План был переработан и ограничился пунктами, на выполнение которых требовалось 136 лет. Эта цифра была уже более реальной, так как ученые предполагали, что в 20 веке люди станут жить до 150 лет. Помимо умения выставлять приоритеты и грамотно определять задачи, великому математику, путешественнику-первооткрывателю и государственному деятелю Отто Шмидту были свойственны навыки структурирования получаемой информации, четкое логическое мышление, самодисциплина и организованность в работе. Все это очень важные вещи, необходимые для достижения хороших результатов.
«Благородная упрямка»
Михаил Ломоносов всю свою жизнь усиленно работал на износ. Как известно, он прибыл в Москву, где у него не было знакомых. И денег тоже у него не было – богатый отец хотел взять сына-упрямца измором, не посылал ему денег, чтобы блудный сын поскорее вернулся в родительский дом. Иногда российский гений спал на возу с рыбой, голодал и ходил на московские пруды, где дергал у гусей перья, чтобы можно было писать. Упрямство, мужество и упорство Ломоносов проявлял не только в быту. Практически всегда при совершении определенного открытия он сталкивался со старыми устоями и убеждал, что новое – верно, а прежнее – ошибочно. Одной гениальности для этого недостаточно, а нужна также «благородная упрямка» — так говорил Г.В. Плеханов о Ломоносове.
Путеводная звезда
Чтобы большой потенциал одаренных детей реализовался и не был на корню подавлен, необходимо найти учителя для маленького дарования. И не исключено, что ученик превзойдет своего преподавателя. Однако тот успеет дать правильное направление и поможет следовать поставленной цели, словно двигаясь за путеводной звездой. Необходимость иметь наставника подтверждена историей Михаила Остроградского. Довольно долго этот молодой человек был не самым лучшим студентом, однако в один прекрасный момент он снял комнату у преподавателя университета – профессора по имени Андрей Павловский. Профессор «заразил» студента математикой. Михаил быстро достигал успеха, и учитель вскоре подметил: «Я с трудом прихожу к истине, а ты – творишь!» Позже Михаил Остроградский основал петербургскую школу математики и стал великим академиком.
Бесспорно, существует много примеров молодых дарований, чья гениальность привела к провалу или даже трагедии. Дети-вундеркинды более чувствительны, ранимы и требовательны к окружающим вещам и всему миру в целом. Сохранить и улучшить свои способности всем юным дарованиям очень и очень сложно. Им всегда нужна поддержка, не лишними будут советы и помощь преподавателей, забота об их психическом состоянии и состоянии здоровья, однако всегда, несмотря ни на что, такие дети нуждаются в родительской любви и понимании. Порой кажется, что детей со взрослыми суждениями и умеющими делать что-нибудь гениальное просто неудобно обнять, а приласкать так и вовсе не решаешься.
Однако это лишь так кажется…