Наглядное моделирование

Наглядное моделирование

Своевременное и правильное овладение речью является важным условием полноценного психического развития. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Подрастает первое поколение «экранных детей» — это выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Первое и самое плачевное – задержка речевого развития. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Большинство детей 3-8 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Сейчас наблюдается тенденция, когда у детей все чаще встречается задержка психического и речевого развития. Несмотря на огромное количество информации вокруг, это не приводит к увеличению словарного запаса, потому что речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Проблема в том, что многие родители пускают процесс речевого развития своих детей на самотек по причине своей сильной занятости на работе, либо каких-то неблагоприятных социальных условий. В результате этого у детей наблюдается плохо развитая связная речь, ребенок может охотно делиться впечатлениями от пережитых событий, но у него возникают проблемы при составлении рассказа по заданной теме. В большинстве случаев это является следствием не того, что у ребенка недостаточно знаний по данному вопросу, а потому, что он не может составить из них внятные речевые высказывания.

Сегодня есть много методик, с помощью которых можно совершенствовать речевое развитие у детей. Одним из них является наглядное моделирование, эффективность которого доказана психологами (Л.А. Венгером, Д.Б. Элькониным).

Что такое моделирование?

Связная речь – это развернутое, правильно оформленное, законченное смысловое высказывание, которое состоит из предложений, логически связанных между собой. Ее основная функция – это коммуникация с другими людьми. Она осуществляется в форме монолога (более развернутое высказывание, содержит более полную формулировку информации) и диалога (речь может быть фрагментарной, неполной, нет необходимости в развертывании мысли).

У дошкольников при построении связанных высказываний наблюдаются определенные сложности в составлении повествовательных и описательных монологов. В своих высказываниях у них нарушена логика, изложение непоследовательно, есть повторения одних и тех же лексических средств и т.д.

Метод моделирования в развитии речи представляет собой воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта. Он помогает ребенку представить зрительно абстрактные понятия (слово, звук и т.д.), а также научиться работать с ними. Дошкольники намного лучше усваивают именно наглядную информацию в виде картинок, чем то, что они услышат.

В основе метода наглядного моделирования лежит принцип замещения, т.е. реальный предмет замещается другим предметом, каким-либо условным знаком. По мнению Л.А. Венгера, моделирование предполагает исследование не определенного объекта, а его модели. Модель – это любой образ какого-либо явления или процесса (оригинала данной модели, который используется в качестве заместителя).

Особенности и значение

Моделирование в развитии речи детей оказывает положительное влияние на их интеллектуальное развитие. Более того, психологами было доказано, что именно наглядные модели являются той формой обозначения и выделения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста.

Актуальность этого метода объясняется следующими факторами:

  • Дети дошкольного возраста легко обучаемы, но для них характерна быстрая потеря интереса к занятиям. Метод моделирования за счет своей наглядности позволяет сохранить интерес у ребенка.
  • Применение символической аналогии позволяет улучшить память ребенка, ему гораздо проще дается усвоение и запоминание.
  • Использование графической аналогии позволяет детям увидеть основное, систематизировать полученные ими знания.

Логопедическое моделирование способствует развитию речи и мышления у детей. Схематические изображения знакомых ребенку предметов, людей, животных, использование элементарных символов, которые заменяют реальных персонажей по какому-то характерному признаку – все это приучает ребенка мыслить, усваивать и запоминать, а также соотносить величину, форму, цвет и обогащает словарный запас.

Наглядное моделирование как средство развития речи

Наглядное моделирование происходит с помощью:

  • опорных схем;
  • мнемотаблиц;
  • пиктограмм;
  • картинок.

Дети достаточно в раннем возрасте начинают знакомиться со схематическими изображениями и знаками. К примеру, мальчики, которые с детства увлекаются автомобилями, узнают названия машин по их логотипу. Общими схемами для всех являются дорожные знаки, сигналы светофора, различные вывески в магазинах. Ребенок видит их и понимает, хотя, как таковой текст, объясняющий значение этих знаков, отсутствует. Поэтому применение опорных схем помогает детям находить взаимосвязи, видеть главное.

Наглядные модели в работе учителя-логопеда – это стилизованные изображения реальных предметов, схемы для описывания основных признаков отдельных видов предметов.

Работа с моделями ведется в следующей последовательности:

  • Использование готовых моделей.
  • Совместное составление моделей с ребенком.
  • Самостоятельное построение моделей ребенком: по собственному замыслу, реальной ситуации (с 5-6 лет).

В качестве условных заменителей (элементов модели) могут использоваться различные символы:

  1. предметные (геометрические фигуры, символические изображения предметов, опорные картинки);
  2. предметно-схематичные (планы и условные обозначения, используемые в них, блок-рамка).

На практике метод наглядного моделирования часто используется при разучивании стихов, отгадывании загадок, составлении описательных рассказов, а также при знакомстве с художественными произведениями.

При разучивании стихов и отгадывании загадок этот метод применяется так: на каждое слово или небольшое словосочетание придумывается изображение. В итоге весь стих или загадка будут выглядеть схематически.

Развитие связной речи средствами моделирования обладает рядом особенностей, которые нужно учитывать в работе:

  • Наглядное моделирование выполняется на знакомом для детей материале.
  • Лучше начинать с моделирования конкретных единичных ситуаций, постепенно усложняя задачу, переходя к построению моделей, имеющих обобщенный характер.
  • Целесообразно начинать с моделей, которые сохраняют сходство с изучаемым объектом, после переходя к условно-символическим изображениям.
  • На первых этапах нужно моделировать пространственные отношения, постепенно переходя к моделированию логических, временных и т.д.
  • Важно идти от простого к сложному, начиная с готовых моделей. Самостоятельное построение моделей ребенком – это уже следующий этап.

Постепенно овладевая всеми видами связного, логически построенного высказывания с помощью метода моделирования, дети учатся планировать свою связную речь.

Практическая часть

Для понимания этого метода приведем для примера наглядное моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».

1. Первый этап – чтение самой сказки.

2. Второй этап – это беседа о смысле прочитанного материала:

  • Кто жил в домике?
  • Какие наставления давал кот петуху, когда уходил в лес?
  • Кто хотел утащить петушка?
  • Какую песню пела лиса?
  • Как петушок звал кота?
  • Как кот спас петушка?

3. «А теперь давайте перейдем к игре. Посмотрите сколько у меня разных фигурок (демонстрация и называние геометрических фигур). Пусть квадрат будет избой, в которой живут петушок с котом. А какая фигурка будет котом? Почему кот – это серый кружок, как вы думаете? (серый – это цвет самого кота). А какая фигура будет у нас петушком? Почему красный треугольник – это петушок? (у петушка красная бородка и гребешок). А кем у нас будет оранжевый треугольник? Почему именно лиса – это большой оранжевый треугольник? (большой – потому что по размеру лиса больше кота с петушком, оранжевый – окрас самой лисицы).

4. Следующий этап – это рассказ сказки с использованием вышеописанных геометрических фигур.

«Жили в доме петушок и котик

(в квадрат помещаются круг и треугольник)

Ушел котик из домика на охоту

(в квадрате остается треугольник, круг убираем)
А лиса тут как тут.
(рядом с квадратом располагаем оранжевый треугольник)
Схватила лиса петушка и понесла.
(красный треугольник помещаем на оранжевый)
Лиса несет петушка, а котик их догоняет
(рядом с оранжевым треугольником выкладываем серый круг)
Отнял котик петушка и принес его домой.
(красный треугольник размещает на сером круге и выкладываем обратно в квадрат).

Наш партнер логопедический портал Лого Эксперт для вас приготовил специальные условия на курс повышения квалификации на 36 академических часов.

Оставить комментарий

Пожалуйста, введите Имя

обязательно

Пожалуйста, введите существующий email

обязательно

Пожалуста, напишите сообщение

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Медицина в Смоленске © 2024 Все права защищены.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)

Информация на сайте носит рекомендательный характер. Пожалуйста, посоветуйтесь с лечащим врачом.
Редакция smolmed.ru не осуществляет медицинских консультаций или постановки диагноза.