СмолКУЛЬТ. Коротко о главном

СмолКУЛЬТ. Коротко о главном

Декабрь — время подведения итогов. Итак, чем запомнился смолянам 2018 культурный год?
«КОНКУРС ПОХОЖ НА «КОТЕЛ», В КОТОРОМ «ВАРЯТСЯ» «МОРКОВКИ» И «КАРТОШКИ»…

В марте в Смоленске прошел XII Международный конкурс исполнителей эстрадной, джазовой и классической музыки «Хрустальная лира». В музыкальном ристалище приняли участие около 150 учащихся музыкальных школ России и Республики Беларусь. Впервые за историю «Хрустальной лиры» победителями конкурса стали смоляне, многие из них приехали из смоленской глубинки. Гран-при получила самая маленькая его участница — Манижа Аминова из Угры.

Для смолян особенно важно, что жюри «Хрустальной лиры» в третий раз возглавил народный артист России, лауреат Европейской премии имени Густава Малера, член Российской академии искусств Даниил Крамер (на снимке).

«Раиса Ермишина проводит хороший конкурс, но я хочу большего, — говорит всемирно известный джазмен. — И другого ответа вы от меня не добьетесь. Я всегда хочу большего, потому что вижу, что можно лучше и намного лучше. Если бы «Хрустальная лира» была откровенной любительщиной и дилетантизмом, я бы не стал тратить на нее свое время. Когда-то советский пианист Леонид Чижик, ныне живущий в Мюнхене, сказал мне: «Даня, придет время, когда тебе придется отдавать свои долги». В меня вложили много любви, труда и знаний. Я — должен! Пришло мое время. И я рад, что мне удалось найти «окошко» в своем плотном графике и приехать на конкурс в Смоленск. Но я сознательно иду на это, потому что здесь меня ждут дети, и буду приезжать в Смоленск и дальше, пока зовут». Даниил Крамер выступил с инициативой провести в Смоленске мастер-класс джазовой импровизации для педагогов.
ТЕАТРАЛЬНАЯ «РЕВИЗИЯ»

Гран-при VI Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег» завоевала комедия «Ревизор» Костромского государственного драматического театра имени А. Н. Островского.

Фестиваль проходил в Смоленске с 10 по 17 апреля. За восемь дней смоляне увидели постановки коллективов из Швеции (Этран), Беларуси, Казахстана (Шымкент) и России. Россию представили Москва, Челябинск, Орел, Кострома, Липецк, Орск и Смоленск. Всего в проекте приняли участие около двух десятков театральных трупп. Спектакли шли с аншлагами!

Фестивальное «варево» всегда на пользу и дает режиссерам серьезный творческий импульс! Еще бы, «Смоленский ковчег» предоставляет возможность творческим людям не только себя показать, но и увидеть, что интересует их зарубежных коллег.

«А коллеги, надо сказать, весьма любопытные, — не скрывает главный режиссер Смоленского государственного драматического театра им. А. С. Грибоедова, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский. — Взять тех же постоянных участников смотра, шведов. Спектакль Роберта Якобссона «1917 — Когда часы остановились» (театр «Альбатрос», Этран) был отмечен специальным призом фестиваля «За социально активное противостояние тоталитаризму». Постановка, на создание которой ее авторов вдохновило творчество Шагала, Малевича, Кандинского, Маяковского и Шостаковича, — откровенный рассказ-импровизация о России и Советском Союзе с 1900 до 1953 года. И, конечно, о современном мире».
100-ЛЕТИЕ БЕРЕГИНИ СМОЛЕНСКА
чаевская — копия.jpg

30 июля исполнилось 100 лет бескомпромиссной служительнице культуры Нине Сергеевне Чаевской — спасительнице Смоленской крепостной стены и церквей Св. Петра и Павла и Михаила Архангела, которые было решено снести в 1963 году.

«Любовь к человеку — вот секрет моего долголетия, — не скрывает Нина Сергеевна. — А еще нужно быть добрым, а не добреньким и уважать людей, которые тебя окружают. Я всецело отдавалась работе с умными, интеллигентными людьми, относившимися ко мне с большим уважением».

В сентябре прошлого года Чаевская была удостоена звания «Почетный гражданин Смоленска». За то, что в 1963-м не подчинилась приказу.
РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ…
войтулевич — копия.jpg

Больно, горько, непоправимо… В Болгарии после продолжительной болезни умер Игорь Войтулевич. Он ушел в ночь с 22 на 23 августа в возрасте 60 лет…

…Спектакль «Розенкранц и Гильденстерн» Игоря Войтулевича в 90-х обрел форму и суть культурного кода. Говоря о театре, смоляне нащупывали интеллектуальную близость интересов, хватало лишь одного упоминания о той скандальной постановке, не принятой массовым зрителем.

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — был вторым спектаклем, поставленным мной, — не скрывал Игорь Геннадьевич. — Лучший спектакль из 30, созданных мной за всю жизнь. Он прошел всего шесть раз и был снят. На него не ходили».

А потом были «Страсти роковыя», «Кармен», «Красный шут», «Лев зимой»… Интерес к смоленскому театру, вспыхнув однажды, уже не угасал. Потому что только Войтулевич мог найти ответы на ряд сложнейших вопросов. Он знал, когда режиссура превращается в поэзию, а спектакль рождается не в тяжких муках творчества, но в радости. В… смехе. Это ему было свойственно превращать сценическое действо в образное, метафоричное, до мельчайшего драматургического слога цельное художественное произведение, которое побуждает публику не только сопереживать, но и думать. Войтулевич и был поэтом, способным настроить каждого актера, участника постановки и сотворчества, как музыкальный инструмент.

Смоленск так и остался в его сердце навсегда: «Мне очень дороги 10 лет, которые я провел здесь. Мое становление произошло в Смоленске, на ваших глазах. И если я, пока работал в Смоленском драматическом, заинтересовал театром хотя бы 100 человек, это счастье. Ну, скажем, не 100, а 85. И эти люди — благодарное меньшинство – бесконечно дороги мне».
ЦВЕТОМУЗЫКА ОШАЛЕЛОГО СЧАСТЬЯ
лисинов — копия.jpg

В этом году работы смоленского художника Всеволода Лисинова передали в Третьяковскую галерею. Искусствоведы в России и за рубежом не скрывают своих восторгов по поводу творчества Всеволода Лисинова. После распада СССР он работал в США, во Франции, в Германии. О Лисинове всегда говорили и говорят, что он более известен во всем мире, чем в родном в Смоленске.

Когда маститые критики анализируют его творчество, они привычно фигурируют хитроумными терминами, швыряя их на бумагу, словно раскрашенные красным, желтым и синим мячики: «южная интенсивность цвета», «осмысленная оригинальность», «философия живописи».

Иначе описать скупыми лингвистическими средствами фантастически красивый мир, выплеснутый на холст нестандартно мыслящим творцом, не представляется возможным!

«Принципом его творчества является работа над цветом и деление света. Эстетизм отмечен полным мастерством штриха, мощностью жирного контура до совершенства изящества рисунков… Всеволод Лисинов — это стиль, это знак великого художника, созидание мира, который все узнают», — именно так писал о художнике французский искусствовед Брюно Венсандо, с которым Всеволод познакомился еще в 1980-х, в бытность преподавания Брюно в Смоленском пединституте.

В 1979 году мексиканский доктор искусствоведения Марио Монтефонте, пораженный локальными, радикально яркими тонами лисиновских полотен, нашел в них сходство с рисунками индейцев майя. И эта тенденция, безусловно, прослеживается и в ювелирном декоре графики мастера («Идиллический пейзаж», «Даная», «Драгоценности») и, конечно, в его пейзажах, воссоздавших личностную, интимную ретроспекцию старого Смоленска — уходящего в прошлое города, которого больше нет на современных географических картах.
ТАЛАНТ СМОЛЯНИНА ОЦЕНИЛО МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

На стипендию, полученную от высокого ведомства, издан сборник стихов «Бывает» смоленского поэта Вячеслава Иванова.

«Бывает» — третья по счету книга молодого автора. Сборник аккумулировал стихотворения, созданные в течение последних четырех лет. Авторами восторженных вступлений к книге Вячеслава Иванова стали депутат Госдумы Сергей Миронов, председатель Смоленского отделения Союза российских писателей Владимир Макаренков и популярная актриса Алиса Гребенщикова.
И АНГЕЛЫ ПЕЛИ НЕЖНО ЗА ЕГО ПЛЕЧОМ…

5 апреля в КВЦ имени Тенишевых открылась выставка народного художника России Владимира Ельчанинова «А ты какой оставишь след…», покинувшего наш мир три года назад.

Искусствоведы называли Владимира Ельчанинова Поэтом осени. И вправду, именно хрупкая, иллюзорная красота этого времени года находит наиболее точное отражение в его работах. Ему, как никому другому, удавалось передать стремительное ощущение полета — намеком, легким неуловимым мазком, приводящим в движение воздушные массы.

Его облака физически осязаемы! Владимир Ельчанинов оставил глубокий след на смоленской земле. Мы благодарны ему за создание блестящей художественной школы. Так и есть: в конце 1950-х пединституты готовили преподавателей математики, физики и литературы, а школа задыхалась от острой нехватки учителя, который приобщает ребенка к изобразительному искусству. Впоследствии ситуация не изменилась: предмет «ИЗО» воспринимался как второстепенный и никому, в сущности, не нужный урок. И только сейчас мы наконец-то осознали простую и очень важную истину — искусство, азам которого нас обучали в школе, первостепенно! Если бы в Смоленске не открыли худграф, сколько Россия утратила бы в одночасье талантливых художников и педагогов?!

«Чувство преклонения перед красотой родной земли остается главным в творчестве Владимира Ельчанинова, — пишет Владимир Аникеев в книге «Ангел за плечами». – Это пронзительное чувство наполняет картины художника, оно волнует, воскрешает в памяти запахи, дуновение ветерка, шелест опавшей листвы под ногами… Можно написать сотни разноцветных пейзажиков, но как передать прозрачную чистоту первых осенних утренников, которая буквально звенит в «Бабьем лете»?..
«ИСКУССТВО ДОХОДИТ ДО СЕРДЕЦ ЗРИТЕЛЕЙ! РАДИ ЭТОГО МЫ И ЖИВЕМ…»

6 сентября в Смоленске состоялось закрытие XI Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров «Золотой Феникс». Бриллиантовый Гран-при смотра кино в Смоленске присужден фильму Клима Шипенко «Союз-7».

«Каждый вечер, проведенный в Смоленске, — часть моей жизни, — признался президент кинофестиваля народный артист России Всеволод Шиловский. — Я не устаю об этом говорить: для меня великое счастье видеть глаза смолян! Чертовски приятно, когда идешь по улицам города, а к тебе подходят простые люди и говорят: «Спасибо!» Все! Ничего дороже этого нет! Когда-то я сыграл в картине Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» человека, символизировавшего собой целое поколение никому не нужных людей. После выхода фильма на экран я получил письмо, в котором были такие строки: «Сынок! Откуда же ты нас так знаешь?..» Ощутил комок в горле… Значит, искусство доходит до сердец зрителей! Ради этого мы и живем. И я отвечаю за то, что мы с директором кинофестиваля Игорем Степановым при поддержке руководства города и Смоленской области обязаны сделать XII Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров «Золотой Феникс»!».

Оставить комментарий

Пожалуйста, введите Имя

обязательно

Пожалуйста, введите существующий email

обязательно

Пожалуста, напишите сообщение

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок:

Медицина в Смоленске © 2024 Все права защищены.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)

Информация на сайте носит рекомендательный характер. Пожалуйста, посоветуйтесь с лечащим врачом.
Редакция smolmed.ru не осуществляет медицинских консультаций или постановки диагноза.