Здравствуйте.
Покупка готового бизнеса – прекрасный вариант вложения средств, которые вы обмениваете на гарантированную прибыль и выстроенные рабочие процессы. Прекрасный всем, кроме факта, что хороший готовый бизнес редко кто продает. И из десяти доступных предложений по одной нише проблем не будет хорошо, если у трех. Но эти три точно надо брать и не отпускать, обеспечив себя стабильным источником прибыли на несколько лет вперед.
Чтобы взять и не отпустить – бизнес нужно проверить. В цикле статей расскажем о том, как проверять предложения хорошего бизнеса в хороших нишах. И первую статью посвятим разбору проверки предложений продажи стоматологии.
Проверяем, как выполнена оценка стоимости.
Проверку, условно, можно разбить на две части: проверку правового соответствия и проверку рабочих процессов. Обе части равноценные и равнозначные, и объединяет их одно – оценка стоимости. Для конечной цены важно как состояние документов, так и налаженность рабочих процессов. Чем лучше оформлены «части», тем выше стоимость бизнеса.
Поэтому, первым делом, просим у продавца оценку стоимости: как считали цену, на основе каких показателей. «Вообще» в России и в мире используют три метода, признаваемых деловым сообществом независимых оценщиков и соответствующих стандартам МСФО и приказами рекомендациям министерств финансов. На практике , методов великое множество и адекватность их зависит, скорее, от адекватности владельца бизнеса, чем от чего-либо, связанного с реальностью.
Поэтому, если у оценки нет никаких ссылок на сообщество оценщиков, а подсчеты даже при первом взгляде выглядят странными – или торгуйтесь по цене, или вообще оставляйте предложение продажи стоматологии.
Если говорить о трех признаваемых методах, об оценке по затратам, оценке методом дисконтирования денежных потоков и оценке сравнительным методом, то для продаж стоматологии используют сравнительный метод.
Считается, что он лучше всего подходит для всех компаний, которые предоставляют людям услуги, так или иначе. Считается так потому, что суть сравнительного метода – выведение неких общих, типовых для всех компаний показателей, которые можно сравнить и оценить. Услуги, по счастью легко типизируются и дают показатели. У гостиниц есть ограничения-показатели по номерам, трафику посетителей и среднему чеку. У парикмахерских – по числу посадочных мест, трафику и среднему чеку. А у стоматологии, соответственно – по числу лечебных кресел, количеству предоставляемых клиентам услуг, трафику и среднему чеку.
Проверка же документа оценки, если она выполнена сравнительным методом, сводится к проверке сравниваемых показателей и активов. Если в оценке собраны данные по десяткам, или сотням стоматологических центров с перечнем услуг и цен и среднемесячной прибыли – оценщики хорошо постарались. Если взяты только одна-две клиники, и обе проигрывают в сравнении с выставленной на продажу стоматологией – от вас явственно пытаются что-то скрыть. От предложений «укрывальцев» лучше отказываться сразу.
Также, если у стоматологических клиник сложные и дорогие услуги, много кресел и клиентов, допустимо использование метода дисконтированных денежных потоков. Как проверять такой метод – расскажем в следующей части статьи.